Статья: ""Волшебные пальчики""

Пояснительная записка

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

                                                                       К.Д.Ушинский

 Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» является программой художественно-эстетической направленности, созданный на основе учебно-методического пособия Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени»,  а также Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

 Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Он изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа  сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое  значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.

Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.

 Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук. Именно тогда я организовала и по настоящее время веду кружок по лепке «Волшебные пальчики». Все занятия – авторские.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Изготовление поделок из пластилина  требует от ребенка ловких действий, поэтому надо развивать мелкую моторику рук, также способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

 Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Занятия по лепке развивает мелкую моторику. Дети нашей группы нуждаются в этом, так как у всех наблюдается то или иное нарушение физического здоровья, это в свою очередь ведет к недоразвитию мелкой моторики руки.

Программа «Волшебные пальчики» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

 

Цель дополнительного образования:

  1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин.

 

  1. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников

 

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

* Наглядности;

* Доступности;

* Последовательности и постепенности;

* Активности;

* Систематичности;

* Научности и достоверности;

* Сознательности.

 

Задачи дополнительного образования:

                                                              

  Обучающие

* Дать теоретические знания и формировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.

* Закреплять приобретенные умения и навыки, показывать широту их возможного применения.

* Создавать композиции выполненными в технике лепки.

 

     Развивающие

* Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.

* Развитие пространственного представления и цветового восприятия.

* Развивать мелкую моторику кистей рук.

* Обогащение словарного запаса.

 

     Воспитательные

* Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

* Воспитывать бережное отношение к продукту труда.

* Воспитывать трудолюбие и старание.

* Прививать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

* Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

* Формировать навыки сотрудничества.

 


Количество коментариев: 0