Статья: "Исследовательская деятельность "Зачем дудочке столько дырочек?""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида» г.Сыктывкара

 

 

 

 Исследовательская деятельность

в  старших группах

по теме «Зачем дудочке столько дырочек?»

 

Подготовила:

 

Музыкальный руководитель:

Старцева Н.А.

 

 

 2018

Цель: Расширять представления детей о многообразии духовых музыкальных инструментов.

 Задачи:

Обучающие:

  1. Способствовать формированию интереса к музыке.
  2. Формировать представления детей о звуке.

Развивающие:

  1. Развивать желание играть на музыкальных инструментах.
  2. Совершенствовать речь детей, умение свободно высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.
  3. Развивать речевое дыхание.

Воспитательные:

 1.Воспитывать любовь к музыке.

  1. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.

 Актуальность: Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Вовлечение дошкольника в мир детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам. После этого мы решили провести ряд опытов по извлечению звуков из духовых музыкальных инструментов.

Гипотеза исследования: Чем больше отверстий в дудочке, тем получаются мелодичные звуки и разнообразнее мелодия.

Методы исследования: наблюдение, беседа,  опыты.

Предмет исследования: трубочка из картона, свистулька с одним отверстием, свистулька с двумя отверстиями, детские духовые музыкальные инструменты (буксан, саксофон, флейта, свирель, триола, губные гармошки, валторна, труба, кларнет, дудочки),изображения валторны, флейты, кларнета.

Время проведения исследования: исследование проводилось в течении одной недели.

История возникновения духовых музыкальных инструментов.

   К духовым относят музыкальные инструменты в форме трубки, в которой звук создается посредством колебания столба воздуха. Корпус (трубка) может выть выполнен из любого материала (дерева, металла) и принимать любую форму. В симфоническом оркестре духовые инструменты выделяются ярким и сильным звучанием.

     Прототипом первого в истории музыки духового инструмента была кость, в которую первобытный человек попробовал подуть. Много позже появятся флейта, труба, фагот и кларнет– но во всех этих инструментах использован тот же принцип, который заставлял кость издавать звуки. Речь идет о колебаниях воздуха в пустотелой трубке.

       Немного позже первобытные музыканты додумаются просверлить в кости дырочки – так звучание приобретет различные оттенки: от низких до высоких. А потом в отверстии трубки появится язычок, сделанный из тростника. Его колебания будут заставлять эту трубку издавать мелодичное звучание. Так появился кларнет. А вслед за ним и гобой – аналогичной конструкции, только уже с двумя язычками.

 Исследования по извлечению звука из духовых музыкальных инструментов.

М.р.: Ребята, я расскажу вам одну историю. (Показать картинку). Когда-то давно-давно жил пастушок, который с утра до вечера пас коровушек. Коровушки были смирные, они целый день спокойно жевали траву, а вечером пастушок приводил их обратно. И так ему было скучно целый день, что он просто не знал, чем заняться. И однажды он сделал себе дудочку и стал на ней дудеть. Ему так понравилось, что он целыми днями играл на дудочке, пока коровушки спокойно ели траву. И скоро наш пастушок стал самым настоящим музыкантом. Он научился играть много красивых мелодий.  Все инструменты, которые на этом основаны так и называются – духовые.

  Исследование №1:  «Я играю на трубе».

Материал: Трубочка из картона.

 Дети берут в руки «трубы» из картона и дуют в них.

Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)

Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громче и ниже)

Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)

Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.

Вывод:    Если подуть в любую трубочку, то получается звук. И чем сильнее подуть, тем громче звук.

Исследование № 2 «Свистулька».

Материал:    свистулька с одним отверстием, свистулька с двумя отверстиями.

      У меня в руках свистулька с одним отверстием, я сейчас дуну несколько раз: отличаются звуки по высоте – выше или ниже? (Нет). А вот у этой дудочки два отверстия, я сейчас дуну в них и по очереди буду закрывать дырочки: отличаются звуки по высоте? (Да)

Вывод: Чем больше отверстий в свистульке, тем больше звуков разной высоты.

Исследование№3 «Дудочка»

Материал: дудочка с семью отверстиями.

Взять дудочку в руки и дуть в неё при этом пальчиками закрывать три отверстия, а потом открывать их и закрывать четыре других отверстия.

Вывод: Получается мелодичный звук различной высоты.

 Гипотеза подтвердилась: чем больше отверстий в дудочке, тем разнообразнее и мелодичнее получаются звуки.

      Вывод: Мы убедились, что разные духовые инструменты (дудочка, свистулька, свирель, флейта, триола, губная гармошка, саксофон, буксан, кларнет) могут издавать разные по высоте, длительности, громкости
и тембру звуки, так как они имеют разную форму, разное количество клапанов, отверстий.

Список литературы:

 1.Володихин Д. М. Музыка наших дней - М.: «Аванта+», 2002 г., 98 с.

  1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с.

3.Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.

4.Дыбина О.В.; Рахманова Н.П., Щетинина В.В. « Неизвестное рядом. Занимательные опыты,эксперименты для дошкольников»_М: ТЦ «Сфера» 2001 – 192 с.

5/Я познаю мир. Музыка: энцикл. /С.В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, 456 с.

  Интернет ресурсы:

 6.Международный образовательный портал «Маам.ру»-Проект «Мир музыкальных инструментов»//http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-mir-muzykalnyh-instrumentov.

  1. Педагогическое сообщество «Урок. РФ» - Исследовательский проект «В мире музыкальных инструментов» //https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/issledovatelskij_proekt_v_mire_muzikalnih_instru

8.Википедия. Свободная энциклопедия-Музыкальные инструменты//https://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

 

 

 

 


Количество коментариев: 0